Чёртова баня. (Кадык-Койская легенда)

Борьба добра со злом

Легенда гласит; не верьте, когда говорят, что нет Шайтана. Есть Аллах – есть Шайтан. С уходом света, — приходит тень.

Есть Кадык – Койская будка. За нею находится грот, куда ходят испить холодной воды из скалы. В старые времена, здесь находилась придорожная баня, и предки ещё помнят её камни. Ходят слухи, что строил её один отузкий богач. Хотел он искупить свои грехи, омывая тела бедных путников. Но не успел, он достроить баню и со временем умер.

Достроил баню один цыган – кузнец, про которого люди плохо отзывались.
Ночами в бане светился огонёк, с багровым отсветом. Может быть в кагане светился человеческий жир. Так сказывали.

Добрые люди, заставшие ночь в пути, спешили обойти это злополучное место. Ходил даже слух, что в бане живёт сам Шайтан.

Всем было известно, что Шайтан любит людскую наготу, чтобы потом над нею зло посмеяться. Только Шайтан мог подсмотреть у почтенного отузского аги Талипа такой недостаток, что, узнав о нём, вся деревня со смеху валилась. Цыган часто навещал свою баню и оставался в ней день, другой. Как раз в это время и случались всякие напасти.

Пропадали лошади, тельная тёлка оказалась с распоротым животом, корова без вымени, а дикий деревенский бугай, возвращался домой понурым быком.

Всё – это Шайтановы штучки! А, может быть кузнеца. Не зря он так похож на Шайтана.
Чёрный, одноглазый, с передним клыком, как у кабана. В деревне не знали его происхождения, и кто был его отец; только замечали люди, что кузнец избегал ходить в мечеть; а мулла не раз говорил, что из жертвенных баранов на Курбан- байрам самым не вкусным, всегда был баран цыгана; хуже самой старой козлятины.

Кохтебельский мурзак, который не верил тому, о чём молвил народ, проезжая мимо грота, сдерживая лошадь; но та так начала фыркать и горячится, что испуганный мурзак решил в следующий раз здесь не останавливаться.

Оглянувшись, он увидел, как на бугорке сами по себе запрыгали принадлежности для мытья. У Османа была дочь и звали её Сальгэ. Пуще своего единственного глаза берёг её старый цыган. Однако любовь не перехитришь, и, что случилось у Сальгэ с соседским сыном Меметом, знали, только он и она. Только и подумать не мог Мемет послать свата. Понимал он в чём дело, и принял он решение, бежать в соседнею деревню вместе с невестой. Как только, полный месяц начнёт косить, — так и бежать. И смеялся косой месяц над косым цыганом, когда скакал Мемет из деревни с дрожавшей от страха Сальгэ.
Османа не было дома. Он проводил ночь в бане. Пил заморский арак, от которого наливаются жилы и синеет лицо.

— Наливай ешё!
— Не довольно ли? Останавливал Шайтан. — Слышишь скрип арбы? Это козий имам возвращается из Мекки…

И грезится старику, как выйдет завтра на встречу вся деревня, как встанут все на колени и будут кричать: « Святой хаджи!… Постой , хаджи, ещё не доехал!» И прежде, чем кузнец подумал, Шайтан распахнул дверь.

Шарахнулись волы, развернулась арба, и задремавший было имам с ужасом увидел, как вокруг него зажглись серные огоньки. Хотел произнести святые слова, да язык от страха не поворачивался. Подхватила его нечистая сила и бросила с размаху на пол бани.

Голый и перепуганный, с оплёванной бородой, валялся на полу имам, а гнусные животные обливали его, чем-то липким и грязным. В это время хохотом исходил Шайтан. Дрожали стены в бани.
– Вот завтра будет смеху! На коленях стоит глупый народ, ждёт своего святого, а привезут пьяненького имама!

Не вытерпел обиды имам, вспомнил святое слово и очнулся в своей арбе, которая отъехала уже далеко от грота.

— Да будет благосклонно имя Аллаха, — прошептал имам и опять задремал.

А в бане хохотал Шайтан, аж дрожали стены.

— Наливай ещё,- кричал цыган.
— Постой! Слышишь, кто-то скачет! – И вихрем вынес нечистый приятеля на проезжую тропу.

Шарахнулась со всех четырёх ног лошадь Мемета, и свалился он прямо к ногам Шайтана.
— А, вот кого ещё к нам кого принесло! Души его, — крикнул Шайтан, а сам схватил завёрнутую в шаль девушку и бросился в баню. Зарычал цыган и всадил отравленный кинжал по самую рукоять между лопаток обезумевшего Мемета.

Из бани доносились вопли молодого голоса. « Будет потеха, будет хорошо сегодня» и шатаясь поплёлся к бани. В невыносимом чаду Шайтан душил распростёртую на полу нагую девушку, а та трепетала в последних конвульсиях.
— Бери теперь, если хочешь!

Обхватив железными руками девушку, прижавшись к ней, и узнал свою дочь.
— Сгинь! – крикнул он дрожащим голосом слово заклятья. И исчез Шайтан, помня уговор с Османом. Только раз скажет цыган слово, и только раз Шайтан подчинится ему.
— Воды, воды, отец!

Бросился Осман к гроту, весь клубясь серными парами. И не мог пройти к воде Осман. Не знал второго слова заклятья, упал и испустил дух.

На утро приезжие татары обнаружили на дороге три трупа, и похоронили их рядом со стеной, разломанной за ночь баней.
Чёртова баня,- с тех пор назвал народ это место.

Впервые – эта легенда вышла из уст местного помещика Мефодия Николаевича Козакова, рассказавшую ему местными татарами.
Кадык-койская будка – расположена на 23 версте по шоссе из Феодосии в Судак.
Шайтан – дух зла, изгнанный Аллахом из сомна ангелов, за не поклонение Адаму.
Курбан – байрам; — праздник жертвоприношения.
Имам – мулла, священник.

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 3.33 из 5 )
Поделиться с друзьями
Оставить комментарий (отзыв)

Заполняя форму я подтверждаю согласие на обработку персональных данных.