Курбан-Кая или Жертвенная скала (Отузская легенда)

Отузская долина

Прекрасная долина, в которой хороша была видна скала. Утёс был отвёрнут от деревни в сторону старокрымского леса. А если посмотреть на восходе солнца, то можно увидеть, как на скалу поднимается огромный человек, который одной рукой держится за вершину, а другой упирается в расщелину, прижавшись к сырому камню, чтобы не упасть в пропасть.

Старожилы говорят,- что эта окаменелость и есть чабан. Ходят разговоры про этого пастуха, но толком правды некто не знает.
Когда наступает праздник жертвоприношения, Курбан-байрам, все старики смотрят на скалу Курбан-кая , и вспоминают о чабане. Чабанов в округе много было; у каждого зажиточного татарина была своя отара. Но самой лучшей была у Муслядина во все округе, потому что чабаном там был Усейн, лучшего было не найти. Знал Усейн каждую тропинку в горах, каждую прогалину в лесу, каждый ключ в лощине.

Муслядин был им очень доволен, что пообещал ему свою дочь, чего не сделаешь для этого. А в сердце Эмнэ, дочери Муслядина, жил другой молодой человек Рефеджан, за тонкий стан в селении, его называли Арык-Рефеджан. Дошли слухи до чабана Усейна, сильно озлобился, он на Рефеджана, а через неделю случилось происшествие, неожиданно упал со скалы и убился Рефеджан.
Начался праздник Курбан-байрам, принёс пастух Усейн хозяину жертвенного барана и, когда сообщили, что разбился со скалы Рефеджан, он только усмехнулся.
— У каждого своя судьба.

И когда зарезали курбана, омыл он руки в крови, и только усмехнулся ещё раз.
— От отцов дошло; кто сам упадёт, тот не плачет.
Понравилось мудрое изречение Муслядину и подмигнул он чабану, кода проходила по двору Эмнэ.
Послал, как-то чабан старуху, которая жила в доме поговорить с Эмнэ.
Пришла старуха и принесла новость от девушки пастуху.
— Хочет она, чтоб сползал на гору, где разбился Рефеджан, если взойдёшь, то выйдет за тебя замуж.
Почесал затылок Муслядин.
— Не кому не по силам было взобраться на эту скалу.
-А влезу, сказал чабан.
-Хвалишься,- сказал Муслядин.
Обиделся Усейн, и поклялся:
— Если не влезу на скалу, тогда сам стану скалой.

И смотрела Эмнэ, как на закате солнца, стал взбираться на скалу, как долез почти к самой вершине и вдруг из под его ноги вылетел большой камень и вместе с камнепадом полетел вниз.
Собравшись люди, пошли смотреть, думали, что разбился Усейн, но не нашли его, а когда на восходе солнца пришли вновь, то увидели чабана превратившегося в огромный камень

Поговаривают, когда добрался до вершины Усейн, то увидел тень Рефеджана и от страха превратился в камень. И говорили татары, что на Курбан-байрам, сам себя принёс в жертву Аллаху чабан, и после того случаю, скалу стали называть жертвенной скалой, Курбан-кая.

Но это всего легенда, и возможна в ней присутствует правда.

Курбан-кая – похожая на сахарную голову издалека, и замыкает один из гребней в верхней части Отузской долины.

Курбан–байрам — праздник жертв празднуется в 62-й день после Рамазан-байрама, как это было установлено Магометом.

Арык – здесь переводится, как Оса, а так, как канал, ручей.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Оставить комментарий (отзыв)

Заполняя форму я подтверждаю согласие на обработку персональных данных.