
Живым напоминанием о давно ушедшем Средневековье служит крепость Мангуп-Кале, находящаяся недалеко от села Залесное, что в получасе езды от Севастополя. Это крупнейший по размерам город того периода, сохранившийся в юго-западной части Крыма. Твердыня взирает на окрестности с высоты в 583 метра над уровнем моря.
Внутри крепостных стен было обнаружено около 15 родников, два из которых (Мужской и Женский) служат местами массового паломничества. Ежедневно полюбоваться красотами комплекса и окружающей его долины по четырем маршрутам поднимаются тысячи туристов.
К древнему Мангупу на джипе — забронировать тур
Сегодня плато облюбовали любители хиппи-культуры и прочие неформалы, некоторые из которых постоянно проживают в Мангупе. Несколько раз в году здесь проводятся исторические реконструкции и рыцарские фестивали.
Образование Мангуп-Кале

Первые свидетельства заселения возвышенности датируются археологами еще временами неолита. Доподлинно известно, что в III-IV вв. н.э. здесь полным ходом шло строительство сарматских и скифских поселений. Первые крепостные постройки, до наших времен не дошедшие, датируются VI в.
В греческих источниках раннее укрепление фигурирует под именем Дорос. Долгое время город, надежно защищенный скалами с трех сторон, считался неприступным.
В конце VII века Мангуп становится частью хазарского каганата, но в 787 году повстанцы отбивают у хазар крепость и окружающие земли, чем вызывают гнев могущественного каганата. Скорое нашествие хазар вылилось в полное разрушение города-крепости.
С XI по XIV век крепость известна под именем Феодоро и именно этот период считается самым загадочным и неизученным в истории этого места.
Происхождение названия крепости

Слово «мангуп» означает «гора», а «кале» — это «крепость». «Крепость на горе» звучит просто и прозаично, но не все согласны с такой трактовкой названия. Комплекс находится на горе Баба-Даг, что в переводе с татарского звучит как «отец-гора», а османы, после захвата территории и начала нового строительства, трактовали название Мангуп-Кале как «разрушенная крепость».
История укреплений
Все каменные остатки некогда величественной крепости датируются XIV-XV вв. В тех частях, где твердыню не защищали неприступные скалы, были выстроены массивные стены с системой оборонительных башен.
Летописи свидетельствуют о том, что в XIII-XIV вв. укрепление на Баба-Даге называлось Феодоро, а позже было переименовано в Мангуп, Поселение, которым правили князья армянского происхождения, быстро стало столицей одноименного княжества.

Крепость стала домом для многочисленных народов, включая греков и караимов, занимавшихся сельским хозяйством и рыбной ловлей. Существуют археологические свидетельства развитости промыслов и ремесел, в особенности в области производства керамики и дубления кож.
Развивая внешнеэкономические связи, местные правители столкнулись с серьезной проблемой в лице генуэзцев, страстно желавших забрать все побережье Тавриды под свой контроль.
Для обороны важного для мангупцев порта Авлита была построена крепость Каламита, быстро разросшаяся в богатейший портовый город Крыма. Возмущенные денежными потерями генуэзцы пошли на вооруженное столкновение, завершившееся их разгромом. Итогом стала передача города Чембало под протекторат Мангупского государства после хитроумного восстания рыбаков.

Вскоре, из Апеннинского полуострова прибывают 20 отборных галер, которые после недолгой осады отбирают Каламиту и Чембало, но крымский хан Хаджи-Гирей наголову разбивает вероломных итальянцев и возвращает Каламиту мангупцам.
После падения Константинополя, турки высаживаются на Крымском полуострове и осаждают Мангуп. В декабре 1475 года жители города сдаются на милость победителю, а сама крепость подвергается уничтожению. Долгих 300 лет эти земли принадлежали султану. Лишь в 1774 году последний турецкий солдат покинул плато Баба-даг. Твердыня отходит к Российской империи и постепенно превращается в руины.
Во время немецкого наступления на Севастополь в годы Великой Отечественной Войны фельдмаршал Э. Фон Манштейн выбрал гору Баба-Даг основным наблюдательным пунктом над окрестностями.
Кроме достоверных исторических сведений, существует ряд легенд, связанных с Мангуп-Кале. Редкий житель Крыма не слышал предание о бродящем по древним склонам мальчике-призраке. По одной из версий, ребенка в старинных одеяниях замуровали в стену во время строительства цитадели.
Другая история гласит, что мальчик был сыном местного князя, который был казнен турками во время взятия крепости. Мальчик не выдержал унижений и сбросился со скалы. Третья легенда овеяна романтикой – благородный юноша, погибший за свободу родного княжества, возвращается к оставшейся в Мангупе возлюбленной.
Девичье озеро на Мангупе

Озеро, водная гладь которого занимает живописную долину между горами Чишма-Бори и Баба-Даг, является искусственно созданным водохранилищем. Местные жители называют это место просто озером Мангуп.
Водоем хорошо известен любителям отечественного кинематографа – здесь снимались эпизоды фильма «Подземелье ведьм». Вход в подземное убежище, по задумке создателей фильма, находился на крошечном острове посреди водохранилища. Кинолента снималась в 1990 году — тогда это место было уединенным уголком для размышлений, а не популярным среди туристов местом отдыха со всей сопутствующей инфраструктурой, как сегодня.
Интересно, что во время создания водохранилища, под затопление попали остатки древнего храма, алтарь которого появляется их воды в периоды засухи.
Для посетителей здесь оборудованы беседки и навесы, где можно провести пикник. Работает несколько точек питания, предлагающих попробовать традиционную татарскую кухню. Для прогулки по горным склонам, гости арендуют квадроциклы, а для неспешного скольжения по бирюзовой воде – катамараны.
Кстати, именно с воды открываются лучшие виды на четыре скальных выступа, которые напоминают когти хищника, держащего в страхе эти места. Вдалеке видны два мыса, под одним из которых, Чишма-Боир, было обнаружено жилище доисторического человека.
Один из берегов Девичьего озера занимает поселение Ходжа Сала, в котором каждый из чуть более 50 жителей связан с приемом и обслуживанием туристов.
Свято-Благовещенский православный монастырь на Мангупе

В 20 метрах ниже плато, на южном склоне Баба-дага, находится мужской Свято-Благовещенский православный монастырь. Уникальная святыня была сооружена прямо в скале на высоте 400 метров над уровнем моря. Хозяйственные постройки возведены на шатких укреплениях, которые долгие годы успешно справляются со своей задачей.
Монастырь был основан еще в VI веке, действовал в течение почти тысячи лет и был разрушен пришедшими османами в конце XV в. Только через 500 лет, в конце XX века силами монахов святыня была воссоздана и сегодня является действующей. Труднодоступность места обусловила отсутствие здесь электричества, а вместе с ним и всех информационных источников. Сегодня ничто из светского мира не отвлекает монахов от прямого общения с богом.
Приближение к монастырю по крутому склону символизирует наличие ухоженных обитателями монастыря цветочных клумб. Необыкновенный вид на окрестности дает простой ответ на вопрос, почему богоугодные люди селятся в таких труднодоступных местах.
Кельи и молитвенные комнаты обустроены на месте древних гротов VI в. Имеется здесь и большой грот, в котором в древности происходили собрания братии.
Паломники приходят помолиться к иконе Богоматери «Скоропослушница» и испить воды из чудотворного источника, расположенного прямо в одном из гротов. Фрески XV века, украшающие стены храма сегодня частично восстановлены и удивляют посетителей необычной легкостью и точностью изображений.
Пещерный город Мангуп-Кале

Главный объект, ради которого туристы преодолевают сложный подъем на Баба-Даг, – это масштабные руины древнего города Мангуп. Поднимаясь сюда, легко понять, почему город так долго оставался независимым и неприступным. Величественные скалы часто были окутаны туманом, что создавало еще большие сложности для штурмующих крепость войск.
Во время восхождения, путешественники видят возле одной из троп старинное кладбище караимов с более чем тысячей надгробий. После вхождения в состав Российской империи, евреи-караимы получили право селиться на всей территории огромного государства и вскоре покинули территорию Крымского полуострова. Хоть на надгробиях и высечены надписи на еврейском языке, в повседневном общении караимы предпочитали употреблять собственный диалект, сильно напоминающий крымско-татарский язык.
Для обороны пещерного города была выстроена огромная цитадель, отделявшая мыс Текшли-Бурун от городских построек. Общая длина возведенных укреплений – около 1,5 км, а если брать и естественно созданные скальные границы, то периметр комплекса составляет не менее 7 км. Доминантой стен служила трехэтажная башня, которая прикрывала оборону единственных ведущих в Мангуп ворот.
До 1425 года, когда в городе был построен отдельный княжеский дворец, именно башня служила резиденцией местного лидера. Она имела интересную конструкцию – стены, выходившие за пределы цитадели, грозно смотрели на долину, ощетинившись узкими бойницами. Четвертая же стена, направленная во двор, имела праздничный вид, была украшена резьбой и широкими окнами. Арка ворот, через которые гости попадали в Мангуп, хорошо сохранилась.

Отдельный княжеский дворец был построен в 1425 году и был разрушен турецкой артиллерией через 50 лет. Остатки резиденции были разобраны для реконструкции других объектов и сегодня на месте роскошного здания видна только часть фундаментов.
У стен цитадели видны остатки десятков пещер бытового и хозяйственного назначения. Отдельного внимания заслуживают погребальные углубления, где средневековые люди хоронили своих усопших. Хорошо сохранилось основание Южной церкви.
Жители Мангупа долго и успешно занимались выращиванием винограда и приготовлением собственного вина. Хорошо различим тарапан – большое каменное углубление со специальными стоками, где давили ягоды. Рядом располагается подземное хранилище для готового продукта.
Туристам предлагается осмотреть бывшую гробницу, которая впоследствии служила позицией для стрелков и арбалетчиков и прикрывала единственную дорогу к крепости. Нужно отдать должное защитникам – угол обстрела здесь идеальный, а в случае нехватки боеприпасов можно было просто начать скидывать камни на наступавшие войска.
О духовной жизни местного населения свидетельствуют остатки часовни, под которой были обнаружены склепы с захоронениями знатных жителей города.
На верху южного склона плато установлен деревянный православный крест, от которого начинается тропа «Железная дверь» к Благовещенскому мужскому монастырю.
Как добраться до пещерного города на общественном транспорте
Проще всего доехать до комплекса из районного центра Бахчисарай. Несколько раз в день сюда ходит автобус до Залесного. Выходить в поселке Ходжа-Сала.
Из Севастополя, Симферополя и Ялты добираться лучше с пересадкой все в том же Бахчисарае. Существуют прямые автобусы Симферополь-Родное, Севастополь-Богатое, Севастополь-Терновка и Ялта-Бахчисарай (через Залесное), но ходят они редко и часто билеты на них достать довольно проблематично.
Для желающих переночевать в этом неповторимом месте существует возможность аренды комнат в частном пансионате и гостевом дворике, которые расположены в селении Ходжи-Сала.
Попасть в Мангуп можно в составе многочисленных туристических групп, которые собираются во всех популярных местах отдыха Крымского побережья.
Как добраться до пещерного города на машине
Мангуп-Кале находится недалеко от окраины Севастополя, поэтому дорога от центра города не отнимет больше получаса. Первый способ – выехать из города по Ялтинскому шоссе и свернуть с него на дорогу в сторону поселка Терновка, от которого до пещерного города остается всего несколько километров. Второй вариант – отправиться через Балаклавский район все в ту же Терновку.
Из Ялты нужно двигаться по дороге на Бахчисарай и свернуть в сторону Ходжа-Салы в селении Танковое.
Центр Крыма Симферополь связан с Мангуп-Кале дорогой, которая ведет через Бахчисарай. Свернуть с основной трассы нужно в селении Сирень и двигаться прямо через Залесное и Ходжа-Салу.
Стоимость и время посещения пещерного города Мангуп-Кале
Посещение пещерного комплекса Мангуп-Кале является платным. Цены на посещение не зависят от сезона и составляют 100 рублей для взрослого гостя и 50 рублей для детей школьного возраста. Древний город на горе Баба-Даг работает без выходных. Время работы с 9:00-16:00.
Пешеходные туры-заказать онлайн