C 1898 года все дороги Южного берега Крыма были переданы на 25 лет Правительственной комиссией в Таврическое земство, с этим указом и переходили все расходы на содержание «на места».
Сюда входили, Иссарское шоссе, а также ещё 8 дорог таких, как «яйла-Бахчисарай», Южнобережное, Нижнеалупкинское и.т.д.
Нельзя не упомянуть о замечательном приказе в Ялте Думбадзе от 01 мая 1913 года.
«Неосторожная езда по городу и окрестным густо населённым местам, как верхом, так и в экипажах, вынуждает меня вновь обратится с требованиями ко всем, кого это касается, чтоб кучерами были люди, безусловно трезвыми, умные и надёжные.
Советую любителям верховой езды, в особенности людям малоопытным, как можно больше осторожности. Что касается езды на автомобилях, то таковая вызывает у всех благомыслящих лиц общий ужас. Развелось автомобилей страшно много( в 1913 году в городе было 66 автомобилей, в том числе казённые: 1 – от полицейского управления, и 1 – от министерства путей сообщения, и 102 шофёра.
Езда всюду без правил, не придерживаясь правой стороны, и на поворотах не подают сигналов. Совершенно правильно население окрестило по-своему такую езду « как черти сумашествуют». Масса искалеченных людей, а недавно наповал убит старик татарин около границы с Севастополем.
Я не говорю о задавленных животных и птицах, коим счёта нет. По наведенным справкам такое безобразие творят шофёры из Севастополя, но мне кажется, что Ялтинские водители от них не отстают. Поэтому в последний раз приказываю вверенной мне полиции строжайше следить за всеми кучерами и в особенности за шофёрами, без различия, чьи бы они ни были. В случаи нужды — брать их под арест и причинах ареста докладывать немедленно мне. Езда в пределах города на автомобилях должна быть не более 12 вёрст в час ( 12,8 км.).
Повторяю, что виновные в нарушении сего приказа будут привлекаться к ответственности вплоть до лишения права езды в Ялтинском районе И довести до статского советника Гвоздевича, предложение поставить каждого шофёра в известность о содержании настоящего приказа за росписями».
Несколькими месяцами позднее 20 августа 1913 года, на Ливадийском шоссе ( в районе гостиницы «Ореанды») шофёр Ветлугин едва не сбил с ног конного казака Его Императорского величества конвоя. « Ветлугин не успел остановить автомобиль, который налетел на телеграфный столб и сильно накренился». Пассажирка при падении повредила кисть. Ветлугина подвергли аресту на 20 суток и запретили заниматься в Ялте шоферской профессией.
В 1909 году родилась идея о строительстве «Обводной дороги», которая должна вести, от Бахчисарайского шоссе к Иссарам и дальше к Верхней Аутке, Дерекою, Ай – Василю, Лесничеству, и заканчивая в Массандре. Это предложение обсуждалось в стенах Ялтинского технического общества 26 марта, 9 и 18 апреля, но в дальнейшем видимо было отклонено. Но если учитывать сроки строительства панагийского водопровода (более 30 лет), время окончания строительства обводной дороги, вполне совпало бы с датой расщепления атомного ядра.
Современники насчитывали на всей яйлинской дороге 24 крутых поворота ( зато сама она не знала ни одного оползня!), а при спуске присутствовали два превосходных фонтана с хороший ключевой водой, первый был построен в 1885 году, а второй сооружённый в 1894 году Руденко, находился пятью верстами выше у Пендикюльской шоссейной казармы. По этой дороге в конце июня 1919 года отходили от Пушкинской площади и западной части города в сторону Бахчисарая отряды Красной армии и эвакуировались все советские учреждения.
8 октября 1913 года Дорожно-транспортная комиссия сделала следующие замечания земскому собранию
«Редактировать обязательные постановления следующим образом:
1) Вдоль шоссейных дорог на ЮБК, от Байдарских ворот до Алушты, вне пределов деревень, воспрещается возводить сплошные оградные стены выше 1.5 аршин (около метра), над полотном дороги. Примечание:
Правило это не распространяется на стены подпорные, на стены жилых и холодных строений, а также на оградные у усадеб, с тем однако, чтобы длина их не превышала 15 саженей.(32 метра). Выше 1.5 метров могут быть лишь сквозные ограды, не препятствующие движению воздуха и обозрения пути на поворотах».
Не удивительно, что число туристов, влекомых видами Южного берега Крыма, в то время возрастало с каждым годом. Истинная красота в рекламе не нуждалась на 1914 год, расходы на неё не превышали по Ялтинскому горному клубу 0,4 %!
Новая трасса до Ай-Петри незамедлительно привлекла к себе внимание местных жителей и туристов. С 1881 года ялтинской думой неоднократно ставился вопрос перед правительством , об отдаче в аренду земли близ водопада для устройства санитарной станции, на что она получила «условное согласие», но это уже другая историческая история о которой будет продолжение в следующих постах.
Авторы В.В. Мухин А.Я.Кузнецов, «Возвращение к истокам».